На начальную
Написать письмо






НОВОСТИ
Если Вы хотите получать новости
по е-mail, пожалуйста, зарегистируйтесь




   

12й Европейский конгресс по катализу «Катализ: cбалансированное использование ископаемых и возобновляемых ресурсов" (XII European Congress on Catalysis “Catalysis: Balancing the use of fossil and renewable resources”)
Казань, Россия, 31 августа по 4 сентября 2015 г.

С 31 августа по 4 сентября 2015 г. в Казани состоялся 12й Европейский конгресс по катализу «Катализ: cбалансированное использование ископаемых и возобновляемых ресурсов" (XII European Congress on Catalysis “Catalysis: Balancing the use of fossil and renewable resources”). Это престижное мероприятие впервые за долгие годы прошло в России. В конгрессе приняли участие более 850 ученых, представителей промышленности не только из Европы, но и из таких стран, как США, Австралия, Япония, Китай, Корея, страны Азии и Африки.

В рамках конгресса прошли несколько сателлитных мероприятий, в частности, Симпозиум по каталитическому окислению, а также 1й симпозиум «Образование в области катализа» (“Education in the field of catalysis”). Идея симпозиума возникла после успешного проведения в Самаре, в рамках 2го Российского конгресса по катализу, круглого стола аналогичной направленности, организованного деканом химического факультета МГУ имени М.В.Ломносова, академиком РАН Луниным В.В. Кроме В.В.Лунина, активное участие в организации и проведении симпозиума принял профессор Университета Або/Турку (Финляндия) Д.Ю.Мурзин. Поначалу Европейская Ассоциация каталитических обществ (EFCATS) скептически восприняла саму идею такого симпозиума, поскольку многие члены ассоциации полагали, что тема образования в области катализа не слишком интересует ученых и представителей промышленности. Однако благодаря организационным усилиям В.В.Лунина, Д.Ю.Мурзина и Е.С.Локтевой этот симпозиум состоялся, и прошел с большим успехом. В нем приняли участие более 150 человек. Исключительная важность каталитической тематики, обсуждаемой на Конгрессе, и тематики симпозиума подчеркивалась двумя фактами: на открытии Конгресса выступил Президент Республики Татарстан Р.Н.Минниханов; а в своем приветствии, представленном на открытии Конгресса, Министр образования и науки РФ Д.В.Ливанов особенно подчеркнул своевременность и насущную необходимость проведения Симпозиума «Образование в области катализа» в рамках Конгресса «Европакат-12». Вот какие доклады были представлены на симпозиуме:
В.Лунин (МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия) «Образование в области катализа: проблемы и персективы»
Д.Ю.Мурзин (Университет Або/Турку, Финляндия) «Преподавание гетерогенного катализа химикам-технологам»
М.Мюлер (Университет Рура, Бохум, Германия) «Обучение катализу в Германии»
Ф.Кавани (Университет Болоньи, Италия) «Катализ для химической промышленности, преподаваемый химикам-технологам: примеры из преподавания в Италии»
М.Скоглунд (Технологический университет Чалмерс, Швеция) «Занятия по катализу в Технологическом университете Чалмерс в Швеции»
Д.Белтрамини (Университет Квинсленда, Австралия) «Преподавание катализа и технологий проведения реакций в австралийских реалиях»
В.Бухтияров (Новосибирский государственный университет, Россия) «Исследовательская работа как необходимая часть образования в области катализа»
Х.Харлампиди, Г.Елиманова (Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия) «От лабораторных исследований к промышленным реакторам»
Э.Д.М.Хенсен (Эйндховенский университет технологий, Нидерланды) «Образование в области катализа при обучении магистров и аспирантов в Нидерландах».
С.В.Джонс (Технологический институт Джорджии, США) «Каталитическое образование в США».

В отличие от России, в европейских университетах состав и количество преподаваемых курсов по катализу практически целиком определяется профессорами, работающими в данном университете, в индивидуальном порядке. При этом, в зависимости от состава и направлений предполагаемого трудоустройства студентов, в каждом году состав и структура преподаваемых курсов могут в значительной степени варьироваться, как это показано в докладе Д.Мурзина. В докладе С.В.Джонса из США также подчеркнута существующая децентрализация обучения катализу в его стране, отсутствие стандартного набора учебников и содержаний курсов, рекомендованных для всех университетов, и относительная индивидуальность обучения в области катализа.

нажмите для просмотра
На заседании симпозиума

Как отмечено в докладе М.Мюлера (Университет Рура, Бохум, Германия), в Германии развиваются элементы координации между различными университетами в области преподавания катализа, создаются консорциумы, позволяющие университетам-участникам направлять студентов в другие университеты-участники для прослушивания тех курсов, необходимых для подготовки каталитиков, которые отсутствуют в направляющем университете.

В докладе В.И.Бухтиярова, зав.кафедрой и профессора Новосибирского государственного университета, он также является директором Института катализа им.Г.К.Борескова СО РАН, отмечена значительная роль научной работы в исследовательских лабораториях, без которой невозможна подготовка квалифицированного специалиста в области катализа.

нажмите для просмотра
Ведущий круглого стола проф. Д.Ю.Мурзин
  нажмите для просмотра
Выступает проф. Ф.Кавани

Потрясающе артистичный доклад представил итальянский преподаватель Ф.Кавани из Университета Болоньи. При подготовке доклада он провел интереснейший опрос выпускников университетов Италии (аспирантов и пост-доков) о качестве подготовки специалистов в области катализа, в нем приняли участие 113 исследователей, до 90% от опрошенной популяции. Опрос включал следующие вопросы:

  1. Какая область, связанная с катализом, в наибольшей степени отражает тему ваших исследований в ходе выполнения кандидатской работы или работы в качестве пост-дока.
  2. Каков состав занятий по катализу, которые вы посещали (семинары/лекции/практикум, оценить в %), и в ходе какого обучения вы их проходили (бакалав/магистр/аспирнат)
  3. Были ли изучаемые курсы более связаны с теоретическими/практическими/прикладными аспектами катализа
  4. Нужно ли было организовать изученные курсы иначе или они были хорошо организованы
  5. Показывал ли преподаватель в курсах по катализу катализатор в его промышленной форме, была ли у вас возможность посещения предприятий, использующих каталитические процессы.
  6. Каково ваше общее представление о катализе (это предмет с основательной теоретической составляющей, позволяющий предсказать экспериментальные результаты, или преимущественно эмпирический предмет, и каталитическое действие системы предсказать нельзя; катализ действительно вносит вклад в развитие общества, или оказывает малое влияние на это развитие)

Анализ результатов опроса выявил недостаточность экспериментальной подготовки (менее 50% опрошенных вообще проводили соответствующие эксперименты в ходе обучения). Примерно 40% опрошенных не видели катализатора в промышленном виде и не посещали во время обучения предприятий, использующих катализ. Примерно 12% опрошенных считают катализ эмпирической наукой, а 50% уверены, что предсказание каталитических свойств возможно в определенной степени. Важным и полезным для общества считают катализ более 90% опрошенных. Примерно 50% посещали занятия по катализу в ходе обучения в аспирантуре, еще 30% при обучении на магистра, остальные в бакалавриате. Таким образом, в целом обучение в области катализа в Италии можно считать успешным, оно достигает целей.

Отметим принятую в зарубежных университетах практику приглашения в качестве профессоров представителей промышленности, обладающих огромным опытом и досугом для ведения образовательной деятельности.

Принято решение опубликовать в каталитическом журнале Американского химического общества «ACS Catalysis» статью, посвященную проблемам образования в области катализа и основанную на презентациях и дискуссии, состоявшейся на симпозиуме.


 
 


Rambler's Top100
© Научно-образовательный Центр "Химия в интересах устойчивого развития – Зеленая химия" 2006
Руководитель проекта: академик РАН, профессор, декан Химического факультета МГУ   В.В Лунин

Обязательным условием использования материалов сайта является гиперссылка на http://www.greenchemistry.ru