|
12й Европейский конгресс по катализу «Катализ: cбалансированное
использование ископаемых и возобновляемых ресурсов" (XII European Congress on Catalysis “Catalysis: Balancing the use of fossil and renewable
resources”)
Казань, Россия, 31 августа по 4 сентября 2015 г.
С 31 августа по 4 сентября 2015 г. в Казани состоялся 12й Европейский конгресс по катализу «Катализ: cбалансированное
использование ископаемых и возобновляемых ресурсов" (XII European Congress on Catalysis “Catalysis: Balancing the use of fossil and renewable
resources”). Это престижное мероприятие впервые за долгие годы прошло в России. В конгрессе приняли участие более 850 ученых, представителей
промышленности не только из Европы, но и из таких стран, как США, Австралия, Япония, Китай, Корея, страны Азии и Африки.
В рамках конгресса прошли несколько сателлитных мероприятий, в частности, Симпозиум по каталитическому окислению,
а также 1й симпозиум «Образование в области катализа» (“Education in the field of catalysis”). Идея симпозиума возникла после успешного
проведения в Самаре, в рамках 2го Российского конгресса по катализу, круглого стола аналогичной направленности, организованного деканом
химического факультета МГУ имени М.В.Ломносова, академиком РАН Луниным В.В. Кроме В.В.Лунина, активное участие в организации и проведении
симпозиума принял профессор Университета Або/Турку (Финляндия) Д.Ю.Мурзин. Поначалу Европейская Ассоциация каталитических обществ (EFCATS)
скептически восприняла саму идею такого симпозиума, поскольку многие члены ассоциации полагали, что тема образования в области катализа не
слишком интересует ученых и представителей промышленности. Однако благодаря организационным усилиям В.В.Лунина, Д.Ю.Мурзина и Е.С.Локтевой
этот симпозиум состоялся, и прошел с большим успехом. В нем приняли участие более 150 человек. Исключительная важность каталитической
тематики, обсуждаемой на Конгрессе, и тематики симпозиума подчеркивалась двумя фактами: на открытии Конгресса выступил Президент
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов; а в своем приветствии, представленном на открытии Конгресса, Министр образования и науки РФ Д.В.Ливанов
особенно подчеркнул своевременность и насущную необходимость проведения Симпозиума «Образование в области катализа» в рамках
Конгресса «Европакат-12». Вот какие доклады были представлены на симпозиуме:
В.Лунин (МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия) «Образование в области катализа: проблемы и персективы»
Д.Ю.Мурзин (Университет Або/Турку, Финляндия) «Преподавание гетерогенного катализа химикам-технологам»
М.Мюлер (Университет Рура, Бохум, Германия) «Обучение катализу в Германии»
Ф.Кавани (Университет Болоньи, Италия) «Катализ для химической промышленности, преподаваемый химикам-технологам: примеры из преподавания в Италии»
М.Скоглунд (Технологический университет Чалмерс, Швеция) «Занятия по катализу в Технологическом университете Чалмерс в Швеции»
Д.Белтрамини (Университет Квинсленда, Австралия) «Преподавание катализа и технологий проведения реакций в австралийских реалиях»
В.Бухтияров (Новосибирский государственный университет, Россия) «Исследовательская работа как необходимая часть образования в области катализа»
Х.Харлампиди, Г.Елиманова (Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия) «От лабораторных исследований к промышленным реакторам»
Э.Д.М.Хенсен (Эйндховенский университет технологий, Нидерланды) «Образование в области катализа при обучении магистров и аспирантов в Нидерландах».
С.В.Джонс (Технологический институт Джорджии, США) «Каталитическое образование в США».
В отличие от России, в европейских университетах состав и количество преподаваемых курсов по катализу практически
целиком определяется профессорами, работающими в данном университете, в индивидуальном порядке. При этом, в зависимости от состава и
направлений предполагаемого трудоустройства студентов, в каждом году состав и структура преподаваемых курсов могут в значительной
степени варьироваться, как это показано в докладе Д.Мурзина. В докладе С.В.Джонса из США также подчеркнута существующая децентрализация
обучения катализу в его стране, отсутствие стандартного набора учебников и содержаний курсов, рекомендованных для всех университетов, и
относительная индивидуальность обучения в области катализа.
На заседании симпозиума |
Как отмечено в докладе М.Мюлера (Университет Рура, Бохум, Германия), в Германии развиваются элементы координации между
различными университетами в области преподавания катализа, создаются консорциумы, позволяющие университетам-участникам направлять студентов
в другие университеты-участники для прослушивания тех курсов, необходимых для подготовки каталитиков, которые отсутствуют в направляющем
университете.
В докладе В.И.Бухтиярова, зав.кафедрой и профессора Новосибирского государственного университета, он также является
директором Института катализа им.Г.К.Борескова СО РАН, отмечена значительная роль научной работы в исследовательских лабораториях, без
которой невозможна подготовка квалифицированного специалиста в области катализа.
Ведущий круглого стола проф. Д.Ю.Мурзин |
|
Выступает проф. Ф.Кавани |
Потрясающе артистичный доклад представил итальянский преподаватель Ф.Кавани из Университета Болоньи. При подготовке
доклада он провел интереснейший опрос выпускников университетов Италии (аспирантов и пост-доков) о качестве подготовки специалистов в
области катализа, в нем приняли участие 113 исследователей, до 90% от опрошенной популяции. Опрос включал следующие вопросы:
- Какая область, связанная с катализом, в наибольшей степени отражает тему ваших исследований в ходе выполнения кандидатской работы
или работы в качестве пост-дока.
- Каков состав занятий по катализу, которые вы посещали (семинары/лекции/практикум, оценить в %), и в ходе какого обучения вы их
проходили (бакалав/магистр/аспирнат)
- Были ли изучаемые курсы более связаны с теоретическими/практическими/прикладными аспектами катализа
- Нужно ли было организовать изученные курсы иначе или они были хорошо организованы
- Показывал ли преподаватель в курсах по катализу катализатор в его промышленной форме, была ли у вас возможность посещения предприятий,
использующих каталитические процессы.
- Каково ваше общее представление о катализе (это предмет с основательной теоретической составляющей, позволяющий предсказать
экспериментальные результаты, или преимущественно эмпирический предмет, и каталитическое действие системы предсказать нельзя; катализ
действительно вносит вклад в развитие общества, или оказывает малое влияние на это развитие)
Анализ результатов опроса выявил недостаточность экспериментальной подготовки (менее 50% опрошенных вообще проводили
соответствующие эксперименты в ходе обучения). Примерно 40% опрошенных не видели катализатора в промышленном виде и не посещали во время
обучения предприятий, использующих катализ. Примерно 12% опрошенных считают катализ эмпирической наукой, а 50% уверены, что предсказание
каталитических свойств возможно в определенной степени. Важным и полезным для общества считают катализ более 90% опрошенных.
Примерно 50% посещали занятия по катализу в ходе обучения в аспирантуре, еще 30% при обучении на магистра, остальные в бакалавриате.
Таким образом, в целом обучение в области катализа в Италии можно считать успешным, оно достигает целей.
Отметим принятую в зарубежных университетах практику приглашения в качестве профессоров представителей промышленности,
обладающих огромным опытом и досугом для ведения образовательной деятельности.
Принято решение опубликовать в каталитическом журнале Американского химического общества «ACS Catalysis» статью,
посвященную проблемам образования в области катализа и основанную на презентациях и дискуссии, состоявшейся на симпозиуме.
|
|