|
На географическом факультете МГУ 30 ноября 2006 г. состоялся тренинг-семинар, посвященный обсуждению проекта
Национальной стратегии в области образования для устойчивого развития и Плана действий по формированию и развитию образования для
устойчивого развития в России. Вел семинар декан географического факультета МГУ, чл.-корр. РАН Н.С.Касимов. В обсуждении приняли
участие представители экономического, философского, химического, географического, физического факультетов МГУ и факультета государственного
управления; представители Брянского, Вятского, Кубанского, Казанского, Смоленского, Белгородского, Удмурдского, Тверского,
Владимирского, Ульяновского университетов, Директор института химии и проблем устойчивого развития, чл.-корр. РАН Н.П.Тарасова,
сотрудники Института содержания и методов обучения РАО, Международного независимого эколого-политологического университета,
Института повышения квалификации учителей (г.Мурманск), а также Председатель координационного совета европейского ЭКО-форума В.В.Элиас.
На семинаре была отмечена настоятельная потребность в принятии Национальной стратегии в области образования для устойчивого
развития. Эта необходимость диктуется современным положением мирового сообщества, для которого характерны нехватка энергетических и природных
ресурсов, тяжелая экологическая обстановка и другие последствия индустриального развития. В мире, и особенно в Европе в обществе и в
правительствах растет понимание этих проблем. Следующее десятилетие Организация Объединенных Наций объявила десятилетием устойчивого развития.
В 2005 году в Вильнюсе на заседании Европейской комиссии была единодушно одобрена Европейская стратегия устойчивого развития.
В России пока понятие и необходимость устойчивого развития вызывает вопросы. Даже на высоком уровне, в правительстве, в научной
и педагогической среде отсутствует ясное понимание того, что устойчивое развитие – это единственный путь, который может обеспечить будущим
поколениям жизнь не хуже той, которой мы живем сейчас. Поэтому усилия образовательного и научного сообщества необходимо направить на
внедрение идей устойчивого развития на всех возможных уровнях образования, начиная от школьного и заканчивая послевузовским,
дополнительным образованием и просвещением через общедоступные источники, включая прессу и Интернет.
Проект Национальной стратегии в области образования для устойчивого развития был подготовлен на географическом факультете
МГУ. При обсуждении участники семинара высказались за большее обобщение проекта, с тем, чтобы он был приемлемым для образования в любой
области знаний, не только в географии или экономике. Представитель химического факультета МГУ Е.С.Локтева в своем выступлении
подчеркнула, что химические продукты являются основным источником загрязнения окружающей среды, поэтому чрезвычайно важно внести
в Национальную стратегию идеи зеленой химии, или химии в интересах устойчивого развития. Обучение этому подходу позволит перейти от
утилизации отходов к налаживанию такого производства таких химических продуктов, при котором количество отходов будет сведено к минимуму,
сами продукты будут неопасны с точки зрения экологии и здоровья человека, и будут легко разлагаться в природе после применения.
При обсуждении Национальной стратегии в области образования для устойчивого развития было решено усилить связь с
Европейской стратегией в области образования для устойчивого развития, особенно в части целей стратегии, а также с другими
международными документами в данной области. В целом было решено, что замечания и исправления в течение недели будут направлены
в рабочую группу.
Активную дискуссию вызвал вопрос о возможном пути одобрения Национальной стратегии. Были высказаны мнения, что
серьезное отношение руководящих органов к данному документу будет возможным только в том случае, если она будет одобрена
Министерством образования и науки РФ, а затем другими профильными министерствами. Также было предложено организовать парламентские
слушания по данному вопросу, с тем, чтобы законодательные органы нашей страны были знакомы с вопросом и осознали настоятельную
необходимость его последовательного решения.
Нужно отметить, что семинар позволил организовать сотрудничество не только заинтересованных организаций всей России,
но и различных факультетов МГУ. На многих из них работа в данном направлении ведется давно и активно. Например, на химическом
факультете МГУ в 2006 году создан Научно-образовательный центр «Химия в интересах устойчивого развития». Однако поскольку задача
устойчивого развития – глобальная, объединение усилий всех факультетов МГУ представляется очень важным и позволит перейти на
новый качественный уровень в подготовке кадров.
|
|